Принимающие семьи

Важное направление нашей работы в вопросе решения проблемы сиротства в стране – поддержка принимающих семей.

Все большее количество наших сограждан принимает в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновляют, берут под опеку или на патронат. Взять ребенка в семью – серьезное решение, и приемные родители отдают себе отчет в том, что наверняка придется столкнуться с целым рядом проблем, зачастую неожиданных. Особенное, если речь идет о детях, имеющих те или иные особенности развития. Государство помогает, но бывают ситуации, когда этой помощи недостаточно. Дети, брошенные своими родными родителями, пережившие жизненную трагедию, часто нуждаются в поддержке на основе индивидуальных реабилитационных программ.

Главная цель нашей программы – увеличение доли детей, передаваемых в семьи из числа детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатной системе, и повышение качества их всесторонней реабилитации за счет создания гарантий и обеспечения поддержки усыновителям и опекунам и сокращение количества возвратов приемных детей. Мы: 

  • Обеспечиваем бесплатное сопровождение наших специалистов - коррекционных психологов, дефектологов, логопедов. Разрабатываем и реализуем индивидуальные планы реабилитации для каждого ребенка;
  • Помогаем решить медицинские проблемы приемного ребенка, если это нельзя сделать на бесплатной основе в рамках действующих государственных программ;
  • Оплачиваем дополнительное образование или образование по специальной коррекционной методике в частных учебных заведениях;
  • Оплачиваем дополнительные услуги внешних специалистов, работающих с ребенком на индивидуальной основе;
  • Оказываем иную помощь.

Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми

Ресурсный центр оказывает комплексную, всестороннюю помощь приемным семьям, в том числе с детьми с особенностями развития.

Программа «Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми» является победителем Конкурса субсидий для социально-ориентированных НКО, проводимого Комитетом общественных связей города Москвы в 2016 году.

Основной деятельностью центра является оказание комплексной психолого-педагогической и социальной помощи приемным семьям, взявшим на воспитание детей с проблемами здоровья, развития и поведения.

Сотрудники центра разрабатывают индивидуальные маршруты развития для каждого ребенка, проводят коррекционно-развивающие и терапевтические занятия для детей и родителей, работают над улучшением детско-родительских отношений и над рисками возврата. В центре есть группа подготовки к школе приемных детей (так как многие дети испытывают значительные школьные трудности в связи с пробелами развития в раннем детстве), подростковые программы (тренинг коммуникативных навыков, интеграционный подростковый клуб).

В особенных случаях центр оплачивает обучение в частных школах детей, которые не могут на определенном этапе учиться в обычных массовых государственных школах (проект «Хочу учиться!»). 

Вторая важная задача – подготовка потенциальных родителей к приему в семью особого ребенка. Сотрудниками центра на базе общей программы по подготовке принимающих родителей разработан тренинг для семей, которые готовы принять ребенка с различными нарушениями. Аналогов такой работы в России пока больше нет.

Третья задача – работа со специалистами других детских учреждений, в первую очередь школ. Просвещение педагогов и психологов в области особенностей приемных детей, расширение навыков взаимодействия с ними. Центр проводит тематические семинары для специалистов, консультирование по проблемам.

Центр ведет активное взаимодействие с сотрудниками других НКО по обмену опытом в сфере помощи приемным семьям. В 2012 г. был реализован проект «Практики комплексного подхода к работе с приемными семьями (модель ресурсного центра помощи приемным семьям) – для НКО», направленный на обмен опытом, методическую, консультационную и информационную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций в регионах и поддержанный субсидиями Министерства экономического развития РФ в 2011 и 2013 годах. Также проект будет реализован в 2014-2015 годах.

Всей своей деятельностью центр продвигает идею о том, что любому ребенку, в том числе с тяжелыми нарушениями, лучше жить в семье. В нашей стране идея семейного устройства детей с отклонениями пока не является приоритетной, и мы считаем, что обществу и государству пора развернуться лицом к этим детям и семьям с такими детьми.

Проект «Хочу учиться!»

В рамках проекта мы помогаем приемным семьям подобрать для ребенка школу, отвечающую его потребностям, и для тех детей, которые по разным причинам не могут учиться в государственных школах с большой наполняемостью классов, мы помогаем оплачивать обучение в частных школах.

Также мы помогаем оплачивать обучение в колледже приемным семьям, которые в силу жизненных обстоятельств не в состоянии оплачивать самостоятельно.

Чтобы совместная жизнь приемной семьи и ребенка была успешной, семье нужна поддержка. А если приемный ребенок – школьник, одна из самых важных проблем – это хорошая, соответствующая потребностям ребенка школа. В большинстве детских домов и интернатов учеба не стоит на первом месте. А еще существует система коррекционных учреждений, куда очень часто отправляют детей с небольшой задержкой в развитии или просто нестандартных. И там их, в лучшем случае, учат читать и писать. Может случиться и так, что ребенок в раннем детстве попадает в дом инвалидов с диагнозом «необучаемый». В таком случае он вообще не ходит в школу. Но и в таких учреждениях есть дети с прекрасным потенциалом, которые в семье начинают успешно развиваться и нуждаются в хорошей, понимающей школе.

Дети-сироты – обычные дети. Среди них так же много детей одаренных и талантливых, и много детей непростых, нуждающихся в определенном подходе, в педагогической поддержке. И хорошая школа нужна всем – такая, где с пониманием отнеслись бы к их прошлому, помогли ликвидировать пробелы и догнать ровесников, раскрыть способности и определить дальнейшие перспективы. Зачастую таким задачам лучше всего отвечают небольшие частные школы, где каждый ребенок на виду и каждому уделяют внимание. Учеба в хорошей частной школе стоит недешево, зачастую в 1,5-2 раза превышая то пособие, которое государство платит на содержание ребенка.

В настоящий момент в проекте фонда «Хочу учиться!» участвует Никита, его историю вы найдете ниже. А прекрасными результатами проекта стали истории Луизы, Димы и Ильи. Луиза закончила 2 года учебы в частной школе, окрепла и пошла в 3 класс обычной государственной школы. Дима участвовал в проекте 3 года, сейчас учится в государственной школе – пока по индивидуальной программе, но и это уже большой шаг вперед. И Илья после 3 лет участия в проекте стал готов учиться в государственной школе, в которую пойдет с нового учебного года. И это стало возможным благодаря вашей поддержке! 

Если вы хотите сделать вклад в проект «Хочу учиться!», укажите, пожалуйста, в назначении платежа: «Благотворительное пожертвование на программу «Хочу учиться!».

Никита, 8 лет

Восьмилетний Никита – самый-самый любимый сын, гордость и радость своих родителей. То шустрый и непоседливый, то задумчивый и словно улетающий на другую планету – найти с ним общий язык и договориться бывает нелегко. У Никиты аутизм.

Мальчика усыновили в трехмесячном возрасте, тогда его семья жила в небольшом поселке в глубокой провинции. Когда у его родителей появились вопросы по поводу развития и поведения сына, местные врачи вынесли свой вердикт: детская шизофрения и насильственная госпитализация. Спасая ребенка, семья переехала в Москву. Уже 4 года с Никитой работают специалисты, которые понимают, что аутизм – это не психическое заболевание, что дети с аутизмом тоже способны развиваться, обучаться, общаться с ровесниками, в будущем приобретать профессию.

За это время мальчик добился больших успехов. Вот что говорит его мама:

«Никита неплохо говорит, читает по слогам, считает, поёт песни. Он убирает за собой кровать и моет посуду и пол. Он мой помощник! Проблем много, но будем решать их по мере поступления. Самое главное: он учится в массовой школе!»

Да, в прошлом году Никита пошел в первый класс. Он учится в специальном ресурсном классе по адаптированной программе. Но ему по-прежнему нужны дополнительные занятия с коррекционным психологом, нужна музыкальная терапия и терапия движением. Кроме того, в классе Никите обязательно нужен тьютор.

Сейчас семья переживает финансовые трудности. Много денег «съедает» съемная квартира, мама была вынуждена уйти с работы, чтобы помогать ребенку в школе. Но у Никиты сильные, можно сказать, героические родители, и мы уверены, что с нашей поддержкой они преодолеют временные проблемы.

Дополнительные занятия Никиты стоят 13 500 рублей в месяц, мы надеемся собрать 54 000 рублей на 4 месяца занятий, чтобы семья могла спокойно решать другие вопросы. Благодарим вас за помощь!

Межрегиональный проект

Проект направлен на распространение практик комплексного подхода к работе с приемными семьями и содействия семейному устройству особых детей.

2013-2015 гг., Межрегиональный проект «Содействие семейному устройству детей с проблемами развития и сопровождение приемных семей с особыми детьми: что могут НКО?»

Проект направлен на распространение практик содействия семейному устройству особых детей и помощи приемным семьям, где воспитываются дети с особенностями здоровья, развития или поведения. Включает обучение в регионах специалистов некоммерческих организаций, непосредственно занимающихся помощью приемным семьям, в первую очередь тем, которые приняли на воспитание детей с особыми нуждами, подготовкой потенциальных приемных родителей, содействию семейному устройству детей в учреждениях, в том числе учреждениях для детей с инвалидностью.

Проект поддержан субсидией Министерства экономического развития РФ.

Время реализации:  1 октября 2013 – 30 сентября 2015 гг.

В проекте участвуют партнеры - 14 НКО из 10 регионов РФ - из Казани, Благовещенска, Астрахани, Пензы, Твери, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Уфы, Пскова. Также мы сотрудничаем с рядом государственных учреждений, в том числе с детским домом из г. Лесосибирска Красноярского края.

Проект разработан на базе деятельности Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми.

Проект включает следующие мероприятия:

  • обучающие семинары, мастер-классы для специалистов НКО регионов на местах и в Москве,
  • разработка региональными партнерами программ содействия семейному устройству особых детей, сопровождения приемных семей с особыми детьми, подготовки потенциальных приемных родителей, работы с детьми в учреждениях, соответствующих региональным потребностям,
  • проведение конференций, круглых столов, межрегиональных встреч по обмену опытом, продвижению идей проекта,
  • организацию стажировок в Москве региональных специалистов в целях повышения компетентности в сфере содействия семейному устройству особых детей,
  • обеспечение специалистов в регионах методической литературой, создание виртуальной методической библиотеки проекта (как раздела сайта),
  • издание сборников методических материалов.

2012 г., «Практики комплексного подхода к работе с приемными семьями (модель ресурсного центра помощи приемным семьям) – для НКО»

Первый этап межрегионального проекта, реализованный в 2012 г. 

Программа была направлена на распространение практик комплексного подхода среди специалистов региональных некоммерческих организаций, занимающихся подготовкой потенциальных приемных родителей, поддержкой приемных семей (в том числе принявших на воспитание ребенка с особыми нуждами), содействующих семейному устройству детей-сирот, находящихся в учреждениях. 

Участвовали 11 региональных партнеров – НКО из Казани, Благовещенска, Астрахани, Тамбова, Мурманска, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Уфы, Пскова, детский дом из г. Лесосибирска. 

Проект также был поддержан субсидией Министерства экономического развития.

Отчет об итогах проекта за 2012 г.

Новости программы

Оборудование для сенсорной комнаты
25.07.2017
Для занятий по сенсорной интеграции с приемными детьми в нашем Ресурсном центре нужно специальное оборудование. Мы будем вам очень благодарны за вклад в его приобретение!
Участник проекта «Хочу учиться» завершил обучение в частной школе
27.06.2017
После 3 лет обучения в принимающей атмосфере частной школы Илья готов к обучению в общеобразовательной районной школе. И мы благодарим вас за поддержку и помощь в оплате обучения!
Дополнительные занятия для Никиты
08.06.2017
Деньги на занятия для Никиты полностью собраны, сбор закрыт. Большое спасибо всем, кто помог!