Расширение возможностей воспитательной среды учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством использования Модуля самостоятельного проживания

Расширение возможностей воспитательной среды учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством использования Модуля самостоятельного проживания

Автор - Ю.А.Оборина, начальник информационно-методического отдела МКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей «Созвездие», г.Новосибирск. Источник -Особый ребенок в приемной семье и в учреждении: социализация, интеграция, общественное мнение //Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. – М.: БФ «Здесь и сейчас», 2015 г. http://detivokrug.ru/

В последнее время большое внимание уделяется вопросам социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, а также поиску решения данной проблемы. Выпускники интернатных учреждений испытывают различные трудности при вступлении в самостоятельную жизнь. Им необходимо наладить свой быт, научиться обеспечивать себя, выстраивать отношения с окружающими.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации – семьи. Дети-сироты именно потому и имеют проблемы в социализации, что их взаимодействие с обществом и отдельными его структурами сильно ограничено, а с родителями – совсем отсутствует. Ребенок, взрослеющий в условиях общественного воспитания, нуждается в специально созданных условиях социализации. Одной из наиболее часто называемых причин, препятствующих успешной социализации воспитанников, оставшихся без попечения родителей, – это чрезмерная опека и забота взрослых.

Многие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют социализацию различными методами. В Центре «Созвездие» основными направлениями по социализации воспитанников являются: система внеурочной деятельности (дополнительное образование), активно развивающееся детское самоуправление и реализация программы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни «Начало пути».

Программа по социализации воспитанников Центра старшей возрастной группы «Начало пути» разработана и реализуется с сентября 2012 года. Программа состоит из двух разделов: 1 раздел – собственно, программа «Начало пути», 2 раздел – «Модуль самостоятельного проживания», который сначала был задуман и воплощен как практическая площадка программы «Начало пути».

Реализация первого раздела программы по подготовке к самостоятельной жизни осуществляется по нескольким направлениям: «Формирование социальной и правовой культуры», «Профориентирование», «Кулинария. Дом. Ведение домашнего хозяйства», «Досуговая деятельность». По каждому направлению разработано календарно-тематическое планирование.

Для того, чтобы воспитанники знали законы, умели осознавать и защищать свои права, нести ответственность за свои поступки, могли ориентироваться в инфраструктуре города, в разделе «Формирование социальной и правовой культуры» предусмотрены занятия по административному, гражданскому, трудовому, уголовному праву. В ходе реализации данного направления программы воспитанники посещают различные учреждения и организации города (многофункциональный центр, отдел управления федеральной миграционной службы, жилищные эксплуатационные участки, отдел записи актов гражданского состояния, отдел опеки и попечительства Ленинского района, Центр занятости, Отдел защиты прав потребителей и т.д.) Подростки учатся простым вещам: заполнять документы, стоять в очереди, вести деловую беседу. Занятия проводит социальный педагог, в работе участвует воспитатель.

В ходе реализации раздела «Профориентирование» мы привлекли специалистов из городского центра психолого-педагогической поддержки молодежи «Родник» для профессионального самоопределения выпускников. Ведущим специалистом является психолог, также участвуют воспитатели и социальный педагог.

Направление «Кулинария. Дом. Ведение домашнего хозяйства» вызывает у воспитанников самый непосредственный интерес. На занятиях подростки учатся готовить повседневные и экзотические блюда, знакомятся с кухней различных народов, приобретают навыки рационального ведения хозяйства. Имеется кабинет, оборудованный кухонной мебелью и техникой. Занятия ведет педагог дополнительного образования.

В программу был включен новый раздел – «Досуговая деятельность». В целях развития коммуникативных навыков и привития потребности организовывать свой досуг социально одобряемыми способами с воспитанниками проводятся целевые экскурсии в краеведческий музей, Ледовый городок, театры и кинотеатры, планетарий, кафе. Занятия ведут педагог-организатор и социальный педагог, знания и умения подростков расширяют воспитатели.

Реализация программы осуществляется группой сотрудников. Куратором всей программы является социальный педагог, ведущим специалистом – психолог. Воспитатель сопровождает каждый своего воспитанника (воспитанников). Активно участвуют педагоги дополнительного образования: руководитель кружка «Кулинария» и педагог дополнительного образования.

Уже на первом этапе работы по программе появилась настоятельная потребность в расширении ее практической части, качественно ином подходе в организации работы, продлении периода погружения воспитанников в социализирующую среду. Беседы, занятия и экскурсии не приносили ожидаемого результата. Речи не шло о выработке навыков – не было благоприятных условий для закрепления социальных умений. Тогда было решено в целях повышения эффективности работы с будущими выпускниками в рамках программы «Начало пути» организовать в Центре «Созвездие» социальную квартиру – Модуль для самостоятельного проживания воспитанников.

Целью раздела является моделирование ситуации проживания в рамках социальной и психологической подготовки воспитанников к семейной и самостоятельной жизни. Модуль для самостоятельного проживания представляет собой группу, оборудованную всей необходимой мебелью, телевизором, компьютером и т.д. Была выделена часть группового помещения и сделан ремонт. В итоге мы получили действующую модель просторной двухкомнатной квартиры: отдельная входная дверь, прихожая, гардеробная, спальня, гостиная, совмещенная с кухней и столовой (зонирование пространства), ванная и туалет.

Целевых групп несколько: подростки, готовящиеся к выпуску из учреждения, сиблинги, дети, находящиеся в периоде подготовки к переходу в приемную семью. Таким образом, охваченными оказываются практически все воспитанники Центра.

Технология работы такова. Сначала коллегиально одобряются кандидатуры детей и график заселения. Учитывается жизненная ситуация каждого ребенка. Подросткам дается возможность выбора друга для проживания в Модуле. При работе с сиблингами заселяются все братья и сестры, независимо от пола и возраста.

Воспитанники Центра «Созвездие», которые заселяются в Модуль самостоятельного проживания, заключают договор найма социальной квартиры, знакомятся с правилами проживания, условиями заселения-выселения, совместно с педагогом составляют план проживания. Затем дети самостоятельно устраивают свой быт: готовят себе пищу, распределяют финансы, которые выделяются на проживание, содержат помещение в чистоте и порядке, организовывают свою досуговую деятельность.

В период проживания дети самостоятельно планируют свой день, распределяют обязанности по хозяйству, составляют меню, список продуктов, стирают, ходят в магазин и готовят еду. Дети также продолжают ходить в школу и на кружки. То есть продолжают вести привычный образ жизни, но самостоятельно (при незаметном – или малозаметном – присмотре со стороны взрослых). Помимо помощи в организации быта с детьми проводят занятия по подготовке к самостоятельной жизни, семейному воспитанию, учат планировать свое время и организовывать свое свободное время, проводят с воспитанниками досуг. Все это отражается в плане проживания на данный период. Например, в один из дней с детьми работает психолог. Это может быть тренинг или работа по составлению Книги жизни. В другой день педагог-организатор помогает ребятам устроить домашний концерт или шахматный турнир, или вывозит их на экскурсию, в театр. В конце заезда педагог дополнительного образования учит детей приготовлению праздничного ужина.

Выселение происходит в соответствии с договором: куратор принимает чисто убранное помещение, сохранную мебель и технику, чистое белье.

В течение года каждый ребенок имеет возможность несколько раз пожить в Модуле. Период заселения – от нескольких часов до двух недель.

Учитывая требования времени и потребности воспитанников, мы опытным путем пришли к тому, что стали использовать возможности такой особенной среды как Модуль для решения задач в других направлениях деятельности:

  1. Подготовка к самостоятельной жизни (то, что было задумано изначально).
  2. Работа с сиблингами.
  3. Способствование семейному воспитанию детей-сирот.
  4. Подготовка детей к жизни в замещающей семье.

В связи с изменениями были скорригированы задачи:

  • дать возможность воспитанникам получить новый социальный опыт и реализовать имеющиеся социально-бытовые навыки;

  • создать условия для формирования адаптивных механизмов для профилактики кризисных ситуаций в самостоятельной жизни и жизни в семье (в т.ч. – в замещающей);

  • развить коммуникативные навыки и умения выстраивать межличностные взаимоотношения;

  • выявить имеющиеся у воспитанника трудности социализации и скорригировать индивидуальный план сопровождения ребенка;

  • продолжить формирование родственных отношений между братьями и сестрами (сиблингами).

Посредством Модуля мы даем возможность воспитанникам получить новый социальный опыт и реализовать имеющиеся социально-бытовые навыки. Организуя проживание в социальной квартире сиблингов, мы способствуем формированию или укреплению родственных отношений между братьями и сестрами. Модуль используется в период работы по подготовке замещающей семьи: кандидатам в приемные родители и детям создаются условия для более камерного общения и взаимодействия, более похожего на семейное, домашнее.

С 29.12.2013 года по 31.12.2014 года в «Модуле самостоятельного проживания» было 22 заезда. Общее количество воспитанников, которые проживали в «Модуле самостоятельного проживания», 31 человек: 21 – мальчик и 10 девочек. Среди них 6 семей. 10 заездов – это воспитанники, которые проживали с друзьями.

Динамический анализ проживания детей в «Модуле самостоятельного проживания» показан в виде гистограммы и выстроен по нескольким направлениям: навыки самообслуживания, закупка продуктов, приготовление пищи, планирование и расход бюджета, культурно-гигиенические навыки, свободная деятельность, выполнение домашнего задания, умение ухаживать за маленькими детьми. Каждое направление оценивалось по десятибалльной шкале.

В ходе наблюдения за детьми, проживающими в «Модуле самостоятельного проживания», можно отметить, что такой фактор, как самостоятельность, прошел успешно в каждом заезде. Таким образом, за время проживания в «Модуле самостоятельного проживания» дети показали себя общительными, заинтересованными в планировании и организации своей жизни, ответственными. С огромным удовольствием ребята выполняли домашние обязанности (приготовление еды, уборка квартиры, стирка вещей), а также закупку продуктов.

Помимо реализации своих бытовых навыков дети продемонстрировали более высокий уровень коммуникативных умений; вопреки нашим опасениям между воспитанниками практически не было конфликтов и разногласий. По итогам заселения ребята высказывались о своем желании еще раз «самим пожить в квартире», говорили, что им «очень-очень понравилось», рисовали стенгазеты. В какой-то степени, Модуль стал инструментом поощрения детей, стимулом для примерного поведения и старательности в учебе.

Психологи отметили снижение уровня тревожности у выпускников, так как дети уже испытали свои силы, им не так страшно будет выходить в самостоятельный взрослый мир. В беседах с социальным педагогом и воспитателями воспитанники проявили более высокий уровень осознанного отношения к своей жизни, планам на будущее.

Трудности, с которыми нам (и взрослым, и детям) пришлось столкнуться, связаны с тем, что, следуя всем правилам и инструкциям, запрещающим использовать детский труд, работать мы учим на словах. В итоге, выпускается из учреждения 16-18-летний член общества, не умеющий и не желающий выполнять тяжелую, грязную, рутинную работу. Даже для себя. Для детей было открытием, что унитаз им тоже надо мыть самим! (В квартиру же не приходит техничка). А вот проблем с приготовлением еды не было: дети готовят охотно, вкусно, быстро научились украшать блюда. Мальчишки не только не отстают, а даже в чем-то превосходят девчонок.

В ходе наблюдений было выявлено, что не у всех детей ответственное отношение к учебной деятельности, требовалось внешнее стимулирование.

Другим камнем преткновения стал «гостевой режим». Стремясь побыть вне шумной группы сверстников, тем не менее, воспитанники самостоятельно не смогли организовать пространство вокруг себя: после школы в Модуле оказывались все друзья, приходили дети и из других групп. Дети стали демонстрировать наиболее часто встречающееся поведение при самостоятельном проживании: большую часть времени проводить с друзьями, отодвигая учебу, уборку и другие насущные и неотложные дела. Администрации пришлось волевым решением установить время посещения и строго следить за выполнением правила. В договор найма социальной квартиры было внесено дополнение.

Дети-сироты имеют потребность проходить более глубокую и длительную подготовку к самостоятельной жизни, и при организации соответствующей среды и использовании целенаправленных педагогических приемов возможно компенсировать негативный или отсутствующий социальный опыт воспитанников. Создание Модуля – условий, приближенных к реальной жизни вне учреждения, позволяют воспитаннику испытать собственные силы, повысить внутреннюю мотивацию в период подготовки к самостоятельной жизни, способствуют формированию более тесных, теплых отношений между братьями и сестрами, которые воспитываются в Центре, дают возможность детям почувствовать себя семьей, близкими людьми, способными и желающими заботиться друг о друге. В целом, опыт работы учреждения по организации проживания воспитанников в «Модуле самостоятельного проживания» мы оцениваем как положительный и планируем его применять в дальнейшем.


АРХИВ ПО МЕСЯЦАМ