Школьная дезадаптация как фактор риска возврата приемного ребенка

Школьная дезадаптация как фактор риска возврата приемного ребенка

Автор: Ольга Неупокоева, коррекционный психолог, Общественный ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми.

Данная статья написана по результатам работы коллектива Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (проект БФ «Здесь и сейчас»).

На основании нашего опыта, мы можем сделать вывод о том, что в настоящее время очень высок уровень числа детей со школьной дезадаптацией. И, к удивлению, в основном это не подростки, как можно было бы предположить, а младшие школьники. Это дает повод думать, что причиной такой ситуации может быть недостаточная психологическая готовность детей на момент поступления в первый класс. Или неверно выстроенная педагогическая работа в период адаптации ребенка в школе.

Понятие «школьная дезадаптация» мы понимаем как нарушения приспособления ребенка школьника к условиям обучения, снижение возможности обучения в школе соответственно природным способностям и отсутствие адекватного взаимодействия ребенка с педагогами, программой обучения, коллективом и другими составляющими школы. Многие ученые сходятся во мнении, что это сложный процесс, включающий в себя различные факторы, которые становятся причинами развития школьной дезадаптации.

Из основных факторов можно выделить такие:

  1. Психолого-педагогический фактор – отсутствие индивидуального подхода в обучении, контакта ученик-учитель, занижение учителем оценок ребенка.
  2. Несформированность у ребенка высших психических функций (восприятие, память, мышление, речь).
  3. Соматический фактор – наличие у ребенка соматических заболеваний, высокая частота воспаления хронических болезней, часты пропуски уроков из-за плохого состояния здоровья.
  4. Семейный фактор – негативный эмоциональный фон в семье, конфликты между родителями, противоречивость требований родителей к ребенку, неприятие ребенка, педагогическая запущенность и т.д.
  5. Средовый фактор – негативное влияние среды сверстников, безнаказанность асоциального поведения, доступность наркотических средств, алкоголя и т.д.
  6. Социальный фактор – пропаганда агрессии в обществе, реклама нездорового образа жизни и пр.

Таким образом, именно помогающий специалист может помочь родителям и педагогам разобраться в том, какова причина дезадаптации ребенка, чтобы выстроить дальнейшую совместную работу.

Часто в таких ситуациях мы обнаруживаем уже крайне истощенных родителей, стрессированного ребенка, в семье все отношения строятся только вокруг уроков, а школа изо всех сил старается выставить ребенка за свои пределы. Безусловно, мы встречаем и тех учителей, сотрудников администрации школы, которые очень хотят помочь ребенку и вместе с нами прикладывают много сил для поддержки семьи. Но, к сожалению, такие случаи не часты.

Мы считаем большим плюсом то, что родители обращаются в таких ситуациях за помощью к специалистам. Что они пытаются вместе с нами разобраться в истоках школьных трудностей, а не замыкаются только на отметках. К несчастью, в своей практике мы сталкиваемся и с такими случаями, когда семья вовремя не обратилась за помощью или поддержка семьи была организована не успешно. И тогда происходят возвраты детей обратно в детские дома. Причем это могут быть как те дети, которые пришли в семью уже в школьном возрасте, так и те, кто жил в семье с самого раннего детства и даже не имеет никакого представления о том, что он был когда-то принят в семью. Самые частые формулировки причин возвратов в таких случаях – это плохое поведение, неадекватные эмоциональные реакции, агрессивность, воровство, нежелание учиться, равнодушие,  и пр.

Работа с обращением таких семей, это всегда работа в режиме «скорой помощи». Как правило, чаще всего нужно принимать решения в самые короткие сроки. Чтобы уберечь ребенка от постоянно усугубляющейся ситуации в школе и в то же время дать опору родителям, вселить в них надежду, что что-то еще можно изменить.

За 4 года работы с подобными обращениями, специалисты Ресурсного центра пришли к выводу, что необходимо проводить работу не только по разрешению последствий школьной дезадаптации, но и по профилактике возникновения подобных трудностей. Сейчас разрабатываются и вводятся в практику программы индивидуальной и групповой работы как с уже дезадаптированными школьниками, так и с приемными детьми дошкольного возраста. Все программы выстраиваются исходя из особенностей каждого конкретного ребенка, который в настоящее время посещает занятия в Центре.

Мы выделяем 3 основных вектора, по которым необходимо проводить работу, нацеленную как на решение школьных трудностей конкретного ребенка из обратившейся в Центр приемной семьи, так и на решение проблемы дезадаптации в школе приемных детей в целом. Эти векторы: ребенок, семья, школа.

Теперь обозначим риски каждого из векторов, которые могут привести к тотальному ухудшению ситуации в приемной семье. Приведем здесь только некоторые:

«Семья». Для родителей успех/неуспех ребенка в школе является показателем их состоятельности как родителей и воспитателей. Этот фактор может варьироваться в зависимости от личных особенностей родителей и их собственного детского опыта, а так же, в зависимости от интенсивности прессинга окружающих - от тех, кто высказывает оценочные суждения в отношении ребенка, родителей и ситуации.

  1. Может быть очень небольшая отдача от ребенка (в плане интеллектуального и психологического развития), в сравнении с объемами вложенных родителями сил и ресурсов. И это тоже очень истощает родителей. Когда нет видимых существенных изменений в учебе и поведении ребенка, результат огромных трудов практически не виден. И, как следствие, обесценивается.
  2. Значительно растянутая во времени адаптация ребенка к школе, в связи с наличием какого-либо из усугубляющих факторов из описанных выше. Когда у родителей просто не хватает сил и ресурсов, чтобы вместо 2-3 месяцев иметь дело с плохим поведением ребенка, неуспеваемостью целый год-полтора, а то и намного дольше.

«Ребенок»:

  1. У ребенка на фоне эмоционального стресса, причиной которого может быть поступление в школу или изменение ситуации в семье, очень часто происходит регресс в интеллектуальном развитии и развития эмоционально-волевой сферы.
  2. Психологическая неготовность ребенка к школе, которая может наблюдаться, как у дошкольников 7 лет, так и у учащихся младшей школы других возрастов. Чаще всего, в семьях, обратившихся в Ресурсный центр, одной из основных причин неготовности к школе являются последствия психологических травм, которые дети получили в раннем детстве еще до попадания в приемную семью. В связи с чем, диагностика показывает незрелость эмоционально-волевой сферы, мозаичность развития психических функций, несформированность учебной мотивации и пр.
  3. Если ребенка отдали в школу сразу после того, как он был принят в семью, пока еще не прошел период адаптации и не сформировалась привязанность. В такой ситуации происходит ежедневное вынужденное «выпихивание» ребенка из семьи в школу. Это в большей степени касается семей, которые очень ориентированы на школу, когда ребенка оставляют еще и на продленку, а все взаимодействие родитель-ребенок сводится к мучительному выполнению уроков весь вечер.
  4. Если семья и окружающие оценивают ребенка только по его успехам в школе. Ну а у дезадаптированого ребенка о большом количестве успехов говорить не приходится.

«Школа»:

  1. Часто педагоги в школах не владеют информацией об особенностях детей, лишившихся попечения родителей. Более тяжелые случаи, конечно, это когда учителя напрямую заявляют, что никакого особого подхода здесь не нужно. В подобных ситуациях ребенок часто становится козлом отпущения в классе.
  2. Когда школьный педагог видит проблему и очень хочет разобраться, найти педагогические пути решения, но не знает, где почерпнуть необходимую информацию, к каким узким специалистам и куда можно обратиться за консультацией.
  3. Очень распространенный вариант, когда вся ответственность за то, что происходит с ребенком в школе, перекладывается на родителей. В этих случаях педагоги просто отстраняются от решения проблемы. Они точно знают, что от них здесь вообще ничего не зависит, это ТАКОЙ ребенок и ТАКАЯ семья.

Как уже отмечалось ранее, на наш взгляд, для того, чтобы помощь ребенку и семье в решении проблем, связанных со школой, была продуктивной, мы считаем, что необходимо одновременно проводить работу в трех этих направлениях.

Вот только некоторые из видов работ в этом направлении, которые могут предложить специалисты обратившейся к ним семье.

Работа с детьми:

Индивидуальная:

  1. Психолого-педагогическая диагностика и диагностика эмоционального развития,
  2. Индивидуальная психотерапия,
  3. Цикл коррекционно-развивающих занятий,
  4. Коррекция школьных пробелов,
  5. Тьютор, который сможет выполнять с ребенком домашнюю работу или сопровождать его на уроках, чтобы освободить от этого родителей и избегать таким образом смешения ролей дома (родитель/учитель),
  6. Поиск и устройство ребенка в комфортный адекватный детский коллектив (кружок, секция), который станет альтернативой отвергающей школьной среде,
  7. Подготовка к прохождению различных комиссий и поддержка во время прохождения их.

Групповая:

  1. Занятия в группе подготовки к школе, где дети учатся совсем другому, нежели буквам и цифрам.  Программа занятий направлена на формирование у детей навыков коммуникации, саморегуляции, на обучение нормам поведения в группе, владению своими эмоциями, на улучшение сенсорной интеграции и развитие творческих способностей.
  2. Группа общения для детей начальной школы. Самое главное здесь – это помочь ребенку сформировать позитивный опыт общения/обучения в группе.

Работа с родителями:

  1. Индивидуальное консультирование,
  2. Тематические семинары,
  3. Помощь в поиске узких специалистов, в прохождении с детьми ПМПК (психолого-медико-педагогических комиссий),
  4. Сопровождение в ситуации смены школы – поиск новой, контакт с администрацией и педагогами школы.

Работа со школой:

  1. Тематические семинары,
  2. Консультирование педагогов по вопросам особенностей приемных детей,
  3. Построение совместного плана работы с семьей педагогов школы и специалистов Центра. Курирование на протяжении его реализации,
  4. Сопровождение ребенка на уроках, выполнение с ним самых сложных для него заданий.

Мы считаем, риски семейного устройства, связанные со школьной дезадаптацией, будут  значительно снижены, если работа с данной темой как в государственных, так и в негосударственных помогающих организациях будет организована подобным образом. Тогда семья и ребенок уже не останутся один на один со школой, отношения с которой не сложились, а могут рассчитывать на комплексную помощь и поддержку.

Статья опубликована в Сборнике 2014 г. и на сайте Ресурсного центра, посвященном вопросам семейного устройства особых детей DETIVOKRUG.RU


АРХИВ ПО МЕСЯЦАМ