Новые впечатления от «театральных игр»

Новые впечатления от «театральных игр»

Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми в этом учебном году присоединился к программе «ТИгры» (Театральные игры), организованной «Театром на набережной». Наши подопечные с большим удовольствием участвуют в «театральных играх». Занятия проходят раз в месяц под руководством педагогов и художественного руководителя театра Федора Сухова.

Предлагаем вашему вниманию отзыв о прошедших 19 марта «ТИграх» педагога-психолога Ресурсного центра Екатерины Коровкиной. Это была первая встреча Екатерины с «Театром на набережной» и театральными играми, впечатлениями от которой она делится в форме разговора с самой собой «до», «во время» и «после».

«До»

Один раз в месяц? Занятия театром? А почему так редко? Ну… это же репетиции, что-то такое. Я же знаю, как в театральных студиях занимаются, важно чтобы регулярность и постоянство, и чтобы часто. Плохо представляю, как можно развивать творческие способности у ребят один раз в месяц, ведь это же для творческого развития делается, для раскрепощения, знакомство с собой, ну, если пафосно сказать.

Да и вообще, как все это организовано? Сцена. А если детей много придет? А если малыши будут, и им будет неинтересно? Пока что сплошные вопросы.

«Во время»

Главное не опоздать, не опоздать.

Ого! Действительно театр, большой светлый театр. Какая-то необычная атмосфера, вроде ничего особенного, но очень приятно здесь находиться.

А вот и наши ребята стали приезжать. С кем-то я уже знакома: «Привет, рада тебя видеть». С кем-то встречаюсь в первый раз. Ребята сразу «включаются» в это пространство, чувствуют, что делать. Все-таки дети очень честные, если им хорошо, то это сразу видно. Еще немного, и мы начинаем…

Почему в зале сидят родители? Это же занятие для детей, а они просто сидят и смотрят? Путь тогда тоже участвуют! Не знаю, если бы мои родители сидели на репетиции, где я играю в театре, то я бы сильно волновалась и смущалась. Неужели ребят это не смущает?

На полу появились спортивные маты, мы – участники – уселись. Тут нас всех захватывает своей энергией Ира. Она актриса? Как она ловко всех «берет в оборот»! Зажигает всех! Я с большим удовольствием участвую вместе с ребятами. Немного пока не понятно, что мне делать, и нужно ли делать что-то особенное, кому-то помогать, например. Пока моя помощь никому не нужна, и я буду просто быть участником как все. Это так здорово!

Музыка очень помогает, а еще удивительно, но детей совсем не смущают родители, сидящие в зале! И теперь меня мучает уже другой вопрос: как взрослым удается сидеть и просто смотреть, а не бежать к нам?! Эй, вы даже не понимаете, от чего отказываетесь!

И тут в нашем с ребятами пространстве, уже «обжитом» и наполненном нашей энергией, начинают появляться предметы из настоящей театральной жизни. Какие-то ящики, лестницы, подиумы. И они не детские, они настоящие театральные. Это же видно сразу. Они даже пахнут театром! И вот теперь-то это уже серьезное дело. Почему-то это очень важным оказалось именно для меня – настоящие «штуки» из театра, а это значит, что мы не просто делаем вид, мы действительно в театре.

Занятие идет, моя работа как педагога все еще особо не пригождается, никого не надо успокаивать и призывать к порядку или делать что-то подобное. Удивительно, как легко эмоционально заряженная толпа ребят не рассыпается, разгоряченные дети не перестают хотя бы одним ухом слышать ведущего, участвовать в этом общем творческом процессе.

Здесь, в этом событии много спонтанности и возможности делать то, что хочется каждому (О ужас! Каждый ребенок может делать то, что хочет!). Каким-то магическим образом хаосу не удается поглотить нас, и при этом каждый может быть довольно свободным, открытым, спонтанным и даже не мешать другим. Как будто есть некий общий поток, который все чувствуют.

Изнутри происходящее воспринимается как действительно единый совместный процесс. В чем причина такой атмосферы? Неужели это место такое особенное и так действует на всех? Или педагоги какие-то необыкновенные? А это действительно так, ведущие действительно необычные люди, немного из другого параллельного бытовой реальности мира. Дети особенные, талантливые? Ну да, действительно талантливые ребята.

Но, наверное, дело не только в этом. А может быть дело в том, что дети просто уже научились, поняли, как здесь и что устроено, поняли, что здесь можно выражать себя еще и такими необычными творческими-театральными способами. И тогда это все уже не про волшебство и случайное стечение обстоятельств, а про тот самый (страшное слово сейчас будет) педагогический процесс, про обучение, про раскрытие талантов. А еще про реализуемую возможность узнать новый способ общения с окружающим миром и даже с самим собой. И это совсем не пафос, это действительно так. Я же вижу, как парень, которого я вчера видела в другой обстановке, был не таким. А сейчас он перевоплотился и стал иным – возможно, таким, каким он себя даже и не знал. Да и я уже забыла, что могу быть такой веселой и спонтанной. А тут почувствовала и начала вспоминать.

«После»

Так случилось, что после двух групп я не смогла остаться на обсуждение этой встречи с педагогами. А мне этого очень хотелось, искренне хотелось поговорить с педагогами, поблагодарить их, поделиться впечатлениями, что-то спросить.

Возможно, чтобы просто меньше расстраиваться, я придумала себе такую идею, что тот разговор-осмысление перевел бы меня в сознающую позицию. И тогда вся магия процесса бы распалась, осталась технология. Я бы стала педагогом, понимающим, отслеживающим динамику изменений, анализирующим. Да, это все будет. Но хорошо, что не в эту встречу. Пусть это волшебство немного побудет во мне, а я в нем.

Екатерина Коровкина, педагог-психолог Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми


АРХИВ ПО МЕСЯЦАМ