Один день на ЗПШ

Один день на ЗПШ

Рассказывает координатор проекта «Зимняя Пущинская школа» Павел:

«Наши окна выходят на восток, и весеннее солнце начинает светить в глаз прежде, чем успеваешь его открыть. Все трое моих сожителя - школьники - еще спят. На часах – 7:30. Надо успеть позавтракать и заскочить в церковь. На оба мероприятия мне составляет компанию Артур - он ждет в коридоре 2-ого этажа нашей гостиницы.

Оказавшись первыми на завтраке, мы быстро едим, и обмениваемся парой слов. За разговором в машине мы потихоньку спускаемся с высокого берега Оки по узкой дороге, на которой едва могут разминуться два автомобиля. Аккуратно объезжаем немногочисленных прихожан, спускающихся к храму. Чтобы успеть на первую лекцию в школу, у нас есть 20 минут. «Как раз - успеть попросить господа ...» - кидает Артур. Войдя в помещение храма - ставлю две свечки за родителей, Артур - одну, за упокой.

Сегодня предстоит насыщенный день, и помолясь - каждый о своём - мы направляемся в школу.

В начале учебной недели Зимней Пущинской школы ребята выбирают курсы-ленты, которые они будут посещать всю неделю. Чтобы каждый понимал, о чем курс, как и кто его преподает, каждый из ведущих проводит презентацию. Проверка на прочность для каждого преподавателя. Три раза по 12 минут он рассказывает концентрированное содержание своего предмета разным группам школьников.

«А какое отношение имеет фотография к курсу фоторисунок» - вопрошает меня сотрудник, затесавшийся в тесные ряды школьников. Отвечая на все вопросы, я в тайне надеюсь, что желающих прийти на мой курс будет не мало. Впрочем, у школьника есть защита от «нудного препода». Для каждой из трех лент ребята выбирают себе основной и запасной курсы. Все для того, чтобы возможность скучать свести к минимуму.

Помимо выборов, первый день посвящен решению и другой задачи - познакомить участников.

И после короткого обеда начинается игра-знакомство. 

На школе около 200 участников, плюс 100 ведущих, вожатых, психологов и других взрослых. Чтобы не разнести школу, люди, время и пространство четко поделены. Перемещения между этапами игры, так называемыми станциями, синхронизируют школьными звонками. На одной из станций команда Альфа придумывает сценку на заданный сюжет. Молчаливый показ древнегреческого мифа нарушается грохотом. Артур эффектно падает на пол - Минотавр повержен, подземелье содрогнулось. Команда–оппонент пытается отгадать сюжет. Звучит звонок, и команды переходят на следующую станцию. Школа приходит в движение и содрогаются не мифичные стены всего здания. «Альфа-альфа!!!» - кричит моя со-вожатая Саша в попытке не растерять нашу команду.

В какой-то момент я понимаю, что младших участников из Кимовска на игре просто нет. «...А сказали, что нам не обязательно ходить ...» - отвечают мне в телефонную трубку. С чем поспорить затруднительно. Насильное знакомство - вещь неблагодарная. Найдя ребят и сыграв в «клоуна-затейника», удается заманить всех троих в команду мю - самую младшую на школе.

Знакомство продолжается. Кульминация всей игры – танец сиртаки. Количество танцующих - неограниченно. Длинная цепочка выстраивается змеёй в просторном коридоре школы и с началом музыки вся эта гадюка начинает двигаться - кто куда понять трудно, но задача становится очевидна с первой секунды - увернуться от поднятых рук, ног и фотоаппаратов во встречной цепочке, которая проносится перед лицом со скоростью буйного школьника. Если и не познакомятся, так уж точно запомнят те лица, от которых увернулись.

Вечер наступает в ожидании успокоения. В контрасте с науко-подобными курсами в первой половине дня, вечером идет более свободная релаксационная часть школы - студии. В кабинете АРТ-терапии классическая музыка перемежается с тяжелым роком. Пятеро школьников за круглым столом рисуют нечто абстрактное, судорожно меняя один цвет на другой. После нескольких минут такой «контр-музыки» спокойствие сменяется ощущением подавленности. «Мы прошли по всему спектру эмоций» - объявляет ведущая Мария по окончанию музыки. «Вас может сейчас колбасить, но через некоторое время отпустит». Не помню о возрастных ограничениях для этой студии, но трудно представить реакцию младших участников на такую встряску….

Вообще на школе очень много меж-возрастного и поли-дисциплинарного – психология эмоций, казачий фольклор, образы в рекламе, курс самопрезетации «дебаты», целый набор танцев – хастл, сальса и прочее-прочее.

Все мероприятия заканчиваются поздним вечером. Но самые активные организуют свой досуг пока есть силы. Несмотря на официальный «жесткий» отбой, звуки гитары разливаются по коридору второго этажа гостиницы до самой ночи. Гитаро-способные школьники аккупировали гостиную. Подлечив натертые ноги школьников, сижу в гостиной и слушаю песни КЛШ - школы-побратима, проводимой каждое лето под Красноярском. Сибирская группа, сплоченная в многочисленных поездках, самая активная из всех иногородних групп. В голове рисуется карта нашей страны - Кимовск, Красноярск, Рига… Все - на одном этаже, слушают одну песню. Надеясь, что похожие ощущения свободы испытает каждый  участник школы, я нахожу силы добраться до своей комнаты, в окнах которой меня ждет яркая луна, готовая светить в другой глаз - всю ночь.»

| ЗПШ, Социальная адаптация

АРХИВ ПО МЕСЯЦАМ