Годовой отчет за 2016 год

Некоммерческая организация
Благотворительный фонд помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас»

Содержание

Вступительное слово директора фонда Т. Тульчинской
Миссия, цели, базовые принципы и ценности
Кому мы помогаем
Команда
Программы
    I. Программа помощи принимающим семьям
    II. Программа социальной адаптации детей-сирот
    III. Программы материальной помощи «Это нужно сегодня» и «Лечение»
    IV. Проекты
Наши мероприятия
Волонтеры
Финансовый отчет
Мы благодарим
Как вы можете помочь
Контакты

Вступительное слово директора фонда Т. Тульчинской

Дорогие друзья!

Каждый раз, когда я пишу вступительный текст для годового отчета нашего фонда, я поражаюсь тому, как много мы успеваем сделать за прошедший год, потому что за ежедневной текучкой общий объем сделанного заметен не всегда. Я радуюсь тому, что нам удается держать планку, и, несмотря ни на что, постепенно увеличивать темпы работы и количество наших благополучателей. Я безмерно благодарна команде фонда, волонтерам, активно участвующим в наших программах, и всем, кто поддерживает нас материально. Спасибо вам, и оставайтесь с нами, вместе мы сможем еще больше!

Татьяна Тульчинская, директор
Благотворительного фонда «Здесь и сейчас»

Миссия, цели, базовые принципы и ценности

Миссией фонда является комплексное решение проблемы сиротства в России.

Основные цели фонда:

  • Комплексное сопровождение приемных семей, принявших на воспитание детей с особенностями развития.
  • Реализация программ социальной адаптации для детей-сирот, находящихся в учреждениях, в том числе, проведение специальных тренингов и семинаров для выпускников и старшеклассников, организация и проведения выездных и каникулярных программ для воспитанников.
  • Профессиональное наставничество воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот.
  • Обучение и повышение квалификации специалистов, работающих в теме сиротства.
  • Обучение потенциальных принимающих родителей.
  • Поиск, подбор учебных заведений, соответствующих потребностям и ситуации приемного ребенка. Оплата обучения в негосударственных школах, если это необходимо.
  • Оказание некапитальной, но необходимой материальной помощи сиротским учреждениям, дополняющей то, что не финансируется государственными бюджетами.
  • Помощь в лечении и обеспечении медикаментами и медицинским оборудованием детей-сирот, приемных детей и сиротских учреждений.
  • Консультирование заинтересованных лиц, готовых принять личное участие в решении проблемы социального сиротства.

Базовые принципы деятельности фонда, ценности, которые фонд поддерживает и отстаивает:

  • Центрированность на детей. Фонд занимается детьми, а не учреждениями.
  • Приоритет семейного воспитания детей над институционализированным.
  • Фокус на конкретном человеке, на том, как помочь ему реализовать свои интересы, воспользоваться свободой выбора направлений собственного развития.
  • Бескомпромиссная вера в потенциал каждого ребенка.
  • Сосредоточенность усилий на том, чтобы каждый ребенок мог быть включен в социум.
  • Командный подход в работе.
  • Долгосрочность и системность сопровождения, а не «акционизм».

Кому мы помогаем

В 2016 году нашими основными целевыми аудиториями оставались:

  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, живущие в учреждениях (в возрасте от 0 до 18 лет из 11 регионов России: Владимирской, Ивановской, Калужской, Кировской, Костромской, Московской, Нижегородской, Ростовской, Рязанской, Тульской и Ярославской областей), в которых фонд реализует различные программы. В регулярных программах фонда приняли участие более 200 детей. Всего в учреждениях, которым фонд оказывает помощь, в том числе, разовую и материальную, находится более 700 детей.
  • Выпускники сиротских учреждений.
  • Приемные семьи, в том числе принявшие на воспитание детей с особенностями развития. В 2016 году разные виды помощи в Ресурсном центре получили 112 детей из 84 приемных семей и 92 приемных родителя.
  • Потенциальные приемные родители.
  • Персонал сиротских учреждений и сотрудники региональных НКО, работающих в теме сиротства. В 2016 году 120 специалистов из 16 регионов приняли участие в межрегиональной конференции в Москве и более 45 – в семинарах на местах.

Команда

Наша команда состоит из большого числа людей, неравнодушных к судьбам детей-сирот.

Попечительский совет – надзорный орган фонда, это люди, которые не только осуществляют контролирующую функцию, но и сами активно поддерживают работу фонда:

  • Тагиев Руслан Русланович, генеральный директор АО «Медиаскоп» – председатель попечительского совета
  • Никитин Станислав Станиславович, директор по оперативно-производственной деятельности АО «Объединенная зерновая компания»
  • Поташев Максим Оскарович, президент ассоциации спортивного бриджа России, магистр игры «Что? Где? Когда?»
  • Ересковский Алексей, партнер компании AXES PRO

Высший орган управления фонда по Уставу – Совет фонда, люди, которые определяют основные направления деятельности фонда:

  • Лахманлос Инна Ихиловна – председатель Совета фонда
  • Тульчинская Татьяна Владимировна
  • Хадеева Мария Валерьевна
  • Огарева Елена Евгеньевна
  • Леониду Алла Анатольевна

Единоличным исполнительным органом фонда является директор – Тульчинская Татьяна Владимировна (t.toulchinskaya@hereandnow.ru, +7-903-761-33-94).

В штате фонда в 2016 году работали 15 сотрудников. И еще многие-многие люди помогали детям в качестве волонтеров и поддерживали деятельность фонда, без участия которых мы бы не справились со всей проделанной работой.

Программы

I. Программа помощи принимающим семьям

Основная задача программы – формирование системы социальной, психологической и педагогической помощи приемным семьям, где воспитываются дети с проблемами здоровья, развития или поведения. Для таких семей в Ресурсном центре фонда организованы индивидуальные занятия с детьми, консультирование и терапия родителей, групповые занятия в целях социализации ребенка и улучшения отношений между детьми и родителями. Большое внимание уделяется вопросам преодоления школьных трудностей приемных детей, в том числе поиску школ, соответствующих потребностям ребенка. Еще один важный аспект работы – предупреждение угроз возврата приемного ребенка из семьи опять в учреждение, работа с приемными семьями в кризисных ситуациях, с детьми с трудным поведением.

Центр проводит обучающие и просветительские семинары по особенностям развития приемных детей и методикам работы с ними в среде специалистов, соприкасающихся с приемными детьми – со школьными учителями, психологами, воспитателями в детских садах, педагогами кружков, студий и т.д.

Другая важная задача – обмен опытом работы с приемными семьями и распространение его среди специалистов из разных регионов страны. Ресурсный центр проводит межрегиональные конференции, стажировки, издает методические сборники.

Сотрудники центра и сами постоянно обучаются и повышают квалификацию – в 2016 году проведено 3 общих обучающих семинара сотрудников центра: по работе с семьей в кризисе, по организации танце-двигательной терапевтической работы с детьми, по использованию игровой терапии в работе с подростками.

Работа с приемными детьми

В 2016 году на сопровождении было 18 детей из 14 приемных семей. Это дети с нарушениями поведения, с отставаниями в развитии, со школьной дезадаптацией, дети в семьях с кризисом детско-родительских отношений и супружеских отношений, дети в семьях с угрозой возврата, дети с тяжелым переживанием детских травм. С сопровождаемыми детьми и их семьями была организована комплексная работа – индивидуальные занятия с ребенком, консультирование родителей и других представителей семьи, включение ребенка в групповую работу, в нескольких случаях куратор выезжал в школу. Родители участвовали в родительском клубе, проводились семейные сессии с участием родителей, приемных и кровных детей, проводилась терапевтическая работа в парах «родитель-ребенок».


В этом году у одного из моих сыновей начался тяжелый период, связанный с подростковым возрастом. Он и раньше имел большие проблемы в школе, за 5 лет мы поменяли 6 школ. Это не столько учеба, сколько поведение – он дерется с одноклассниками и младшими ребятами, спорит и скандалит с учителями. В этом году добавились еще и прогулы и воровство. И в семье мы почти потеряли общий язык с этим ребенком. Он ссорится не только со мной, но и с братьями. Нам всем сейчас тяжело. И я рада, что есть центр, который продолжает работу, и мы не остались одни в это время.

Мама четырех приемных детей 13, 10 и 7 лет

В большинстве случаев организованная активность вокруг каждого случая привела к улучшению ситуации. В семьях отмечается стабилизация внутрисемейной ситуации, гармонизация детско-родительских отношений, улучшение отношений между супругами, коррекция поведенческих отклонений у ребенка, улучшение школьной ситуации.

В 2016 году было 5 угроз возврата детей обратно в учреждение, и, к сожалению, в 2 случаях они закончились возвратом. За прошедшее время 1 ребенку из возвращенных удалось найти новую семью.

В некоторых случаях в рамках проекта «Хочу учиться» детям подбираются учебные заведения с учетом особенностей детей, в том числе для некоторых детей оплачивается обучение в частных школах в связи с невозможностью осваивать ими школьные навыки в условиях больших государственных школ. В проекте «Хочу учиться» в 2016 году участвовали 3 детей и подростков – им оплачивали обучение в частной школе и колледже и дополнительные занятия.

В отчетный период индивидуальные коррекционно-развивающие и терапевтические занятия проводились с 56 детьми. Это занятия по сенсорной интеграции, по отработке травмы, по развитию саморегуляции и эмоциональной сферы ребенка, по преодолению возрастных кризисов, кризисов отношений, кризисов адаптации.

Активно развивается работа в парах «родитель – ребенок» и в семейных группах.

В 2016 продолжилась и регулярная групповая работа с детьми, необходимая для решения проблем, связанных с социализацией и коммуникациями, которые невозможно решить только при индивидуальной работе. В работе групп достигнуты ощутимые успехи, и в 2016 в ней приняли участие 68 детей и 37 родителей.

В 2016 году была организована работа 6 групп:

Детско-родительская группа для детей 3-5 лет с отставаниями в развитии. Основные задачи этой группы для детей – восполнение пробелов развития раннего детства, развитие речи, развитие крупной моторики, для родителей – обучение навыкам взаимодействия с ребенком с различными особенностями развития и поведения, обучение навыкам стимуляции у ребенка речевого развития.

В группе участвуют 6 детей с проблемами развития речи, ДЦП, слабослышащие, с умственной отсталостью, деформациями конечностей, СДВГ, нарушениями поведения и их родители. За прошедший период заметно улучшилось общее и речевое развитие детей, повысилось принятие родителями особенностей ребенка и стали более реалистичными требования к детям.

В группах коррекции и профилактики школьной дезадаптации для детей начальной школы участвовали 36 детей, группы разделены по возрастам – 8-10 лет и 10-12 лет.

Основная задача группы – помощь детям, имеющим значительные сложности в освоении школьных навыков. Речь идет не столько об учебе, сколько о способности к выполнению правил поведения, освоении роли ученика, умении соответствовать требованиям учителей. В связи со слабой волевой регуляцией и низким уровнем доверия ко взрослым некоторые приемные дети уже в начальной школе не вписываются в классный коллектив. А потом начинают отставать и в учебе, несмотря на сохранный интеллект.

В центре разрабатывается программа помощи таким детям. Занятия включают упражнения на развитие саморегуляции, эмоциональной сферы, осознание своего состояния и управления своим телом, коммуникативные игры. Особое внимание уделяется осуществлению проектной деятельности, когда в ходе совместной работы дети создают общий творческий продукт, что повышает их зону успешности, самооценку, уверенность в себе и своих силах, без чего невозможны и школьные успехи. Важная составляющая работы группы – социализация детей. Помимо общих занятий, в программу групп включены встречи с собаками-терапевтами, встречи с увлеченными людьми, музыкантами и артистами, выезды в подмосковный детский центр «Вдохновение». Таким образом, дети попадают в разные сообщества, учатся строить диалог, вступать во взаимодействие с разными людьми, приобщаться к разным сферам культуры.

В мастерской для детей 8-10 лет участвуют 9 детей и 5 родителей. Задачи мастерской – отработка травматического опыта детей при помощи арт-техник, развитие творческих способностей, развитие коммуникативных способностей детей в малой группе. Параллельно с занятиями для детей шли занятия для их родителей в арт-терапевтических техниках для улучшения понимания детей и в целях профилактики родительского выгорания.

В подростковой программе участвуют 18 подростков. Подростковая программа помогает детям 12-17 лет решать возрастные задачи: развитие коммуникативных навыков в общении с ровесниками и взрослыми, навыков самопонимания и самопрезентации, участие в значимой деятельности, формирование позитивного образа будущего, навыков планирования.

Программа включает совместный детско-родительский тренинг, основные задачи которого – повысить качество общения родителей и подростков друг с другом, дать возможность подросткам наладить прямой контакт с родителем, повысить компетенции родителей в коммуникациях с подростками.

А с нового учебного года программа включает подростковый тренинг развития коммуникативных навыков. На занятиях участники формировали навыки эффективного общения, учились не нарушать чужие границы и отстаивать свои, разрешать конфликты, получать и давать поддержку, выражать свои мысли и чувства, справляться с негативными эмоциями, быть устойчивым к манипуляциям, работать в команде.

Кроме тренинга, программа включает другие занятия с подростками (в том числе Киноклуб), индивидуальные занятия, участие подростков в подготовке и проведении детских праздников и помощи взрослым. 

Осенью 2016 года прошло первое занятие детей из Ресурсного центра в проекте «ТИгры – Театральные Игры», который осуществляется совместно с детским образовательным театром – Театр на Набережной, а ведет их художественный руководитель театра Федор Сухов. Проект направлен на культурную и творческую адаптацию семей с приемными детьми. В ежемесячных занятиях участвуют дети двух возрастных категорий – 8-10 и 10-13 лет, их родители тоже являются участниками процесса. Всего в 3 занятиях «Театральных Игр» в 2016 году приняли участие 28 детей из 22 семей и 24 родителя.


Я вижу очень большую пользу от театральных игр. Сама личность Федора Сухова, его мастерство работы с детьми данного возраста, умение пошутить, поставить рамки, его реплики дают детям желание приходить именно к нему в театр. Артура* очень туда тянет, он хочет прислушиваться к руководителю и это главное. Конечно, сын ведет себя часто вызывающе, он пытается найти слабые места «вожака», но частично он уже понял, что «вождь» непробиваем. Артур стал активнее участвовать в занятиях, хотя сначала он часто уходил и садился в зрительный зал. Артуру нравятся задания, где он в главных ролях, не нравятся, когда дети не берут его в свою группу. Я считаю ТИгры очень нужным для детей проектом, хотелось бы продолжать и продолжать.

Мама сына 12 лет и дочери 10 лет
*Имя изменено

Диагностическая работа проводилась регулярно, обследовано 94 ребенка. По всем детям даны рекомендации приемным родителям.

Работа с приемными родителями

В течение всего года проводились консультации для родителей детей, находящихся на сопровождении, и для родителей детей, посещающих индивидуальные занятия. Такое консультирование обычно проводит специалист, работающий с ребенком, а в случае, если проблема заключается в детско-родительских отношениях, работают 2 специалиста – один с ребенком, другой с родителем. Регулярные консультации получил 41 родитель.

Также в течение года работали 2 родительских клуба для родителей детей разных возрастов в группах коррекции и профилактики школьной дезадаптации, всего в клубной работе принимало участие 32 родителя. На встречах в Родительских клубах были затронуты темы школьных трудностей, родительских компетенций, отношений между кровными и приемными детьми. Говорили о семейных праздниках и традициях, о задачах подросткового возраста, особенностях адаптации и вопросах социализации, об отношениях родителей и подростков и др.

Психологами Ресурсного центра и приглашенными специалистами проведено 4 семинара для родителей: «Ребенок и время. Как развивать навыки самоорганизации у ребенка», «Медиация как способ разрешения конфликтов», «Агрессия родителей: хорошо это или плохо?», «Сексуальное развитие ребенка в норме и аномалии сексуального развития приемных детей». В семинарах участвовали более 50 человек.

Сотрудники Ресурсного центра провели 6 вебинаров для приемных родителей и специалистов совместно с фондом «Измени одну жизнь». На вебинарах обсудили темы сексуализированного поведения, агрессивного поведения, особенности подросткового возраста, говорили об адаптации подростка и выходе из приемной семьи, а также о подготовке семьи к школе.

Работа с семьями

В 2016 году в рамках проекта «Передышка» состоялось 3 реабилитационных выезда в Детский Реабилитационный Центр «Вдохновение» Московской области. Задача этого проекта – организация комплекса мероприятий, снижающих взаимное напряжение между родителем и ребенком в ситуации острого кризиса.

В прошедших выездах участвовали 14 семей – 16 родителей и 32 ребенка. Некоторые семьи с тяжелым семейным положением участвовали в выездах 2-3 раза. В каждом выезде с группой детей и родителей работают педагоги Ресурсного центра и Реабилитационного Центра «Вдохновение».

Участие в выездах дает семьям возможность отодвинуться от напряжения накопившихся проблем, иногда просто отдохнуть от повседневных хлопот, по-новому увидеть возможности и детей, и родителей. Творческие занятия, прогулки, совместные праздники способствуют обретению внутренней свободы, принимающая обстановка помогает расслабиться.

Для детей проводятся развивающие и открывающие способности занятия – лепка, рисование, музыка, танцы, театр и т.д. В программу выездов, как правило, включены мероприятия под открытым небом – занятия в конюшне, экскурсии по ферме, походы в лес, сбор лекарственных трав, квесты с ориентированием по местности и загадками. Специалисты Ресурсного центра проводят свои игровые и коммуникативные программы, направленные на сплочение и самоидентификацию семьи, развитие навыков общения у детей, гармонизацию отношений между родителями и детьми. Занятия утренней детской йогой и детско-родительские массажи способствуют развитию саморегуляции у детей, сенсорной интеграции и культуры тактильных контактов.


Мы всей семьей с теплотой вспоминаем наш первый приезд во «Вдохновение» в мае этого года.

Эта поездка принесла нам всем много новых впечатлений, знакомств, подарила радость общения детям и взрослым. Наши дети с удовольствием вспоминают совместные игры, ловлю лягушек в пруду, вечера у костра, катание на лошадях. До сих пор друг другу объясняют разные кулинарные хитрости, которым их научила Зухра, а самая младшая дочка на ночь просит сделать ей массаж, как во «Вдохновении» (спасибо Анне!). Я попросила старших детей нарисовать свои впечатления от поездки, и они, почти не сговариваясь, нарисовали комнату, в которой мы жили. По-видимому, это воспоминание для них оказалось немаловажным. Наша младшенькая (4,5 года) потом несколько раз с гордостью вспоминала, как читала стих у костра, и как потом ее «похвалил дядя поэт». Старшие дети (7 и 8 лет) с удовольствием участвовали в КВЕСТе под руководством Михаила.

В этой поездке мы приобрели новых знакомых, с которыми теперь иногда вместе встречаемся и ходим гулять в парки. Наши дети подружились между собой, а у нас, взрослых, есть возможность делиться своими семейными радостями и трудностями, достижениями и успехами детей, а также теми новыми знаниями и опытом, которые приобретаешь со временем.

Я лично уверена, что такие мероприятия в первую очередь ценны с точки зрения человеческого общения, эмоционально насыщенного, разнообразного, взаимно обогащающего. Это одинаково необходимо как детям, так и нам родителям. И очень важно, что за всем этим стоят отзывчивые, участливые, внимательные и понимающие люди, сотрудники ресурсного центра и центра «Вдохновение». Огромное вам человеческое спасибо за вашу работу, теплоту и понимание!

Ирина*, мама троих детей
*Имя изменено

В 2016 году проведено 16 массовых мероприятий. Все массовые мероприятия выполняют задачу социализации детей и выстроены так, что у ребенка есть возможность проявить себя, почувствовать себя успешным, принятым, значимым. У каждого ребенка есть возможность посильного участия в публичных выступлениях. Большинство мероприятий – разновозрастные, с участием и детей, и родителей, чтобы дети могли учиться общению и чувствовать себя комфортно в интеграционной группе.

Проведено 6 творческих встреч с музыкантами и артистами в рамках проекта «Дети и музыка», в которых участвовали 59 детей и 47 родителей. На встречи приходили саксофонисты Вероника Кожухарова и Олег Агеев, композитор Илья Партас, виолончелист Николай Егоров и пианистка Елизавета Малышева, гитарист Дмитрий Илларионов, органистка Хироко Иноуэ.

В 2016 году проект вышел на новый виток, и в рамках проекта начали проводиться совместные детско-родительские выезды в Московскую Консерваторию, в Клуб джаза Алексея Козлова на проект «БарКлассика», на спектакли Театра «Багаж» и т.д. Встречи с искусством стали дополнительным ресурсом развития и творчества для детей и родителей, некоторые дети захотели учиться в музыкальных школах, стали участвовать в конкурсах, во многих семьях появились новые возможности для совместного досуга, новые увлечения. А с музыкальной встречи с органисткой Хироко Иноуэ, прекрасным японским музыкантом, начался целый цикл занятий «Путешествие в Японию» в детских группах, который завершился антуражным праздником в японском стиле. А одна из девочек 10 лет получила настолько глубокое погружение и культурное заражение, что начала изучать японские иероглифы, захотела заниматься дальше, поехать в Японию, учить японский язык!


Удивительно, как музыка меняет детей. Наш Коля* не только сам теперь ходит в Консерваторию, но и приглашает туда свою девушку. И мы нашли ему преподавателя, чтобы заниматься на флейте, это давняя его мечта. В семью мальчики попали 3,5 года назад. До этого в их жизни было много насилия, никто не занимался их развитием. И конечно, мы и думать не могли, что мы доживем до Консерватории. Все-таки в музыке большая целительная сила.

Элина*, мама трех приемных подростков (14 и 17 лет)
*Имена изменены

В 2016 году активно развивается программа социокультурной реабилитации. Помимо уже приносящего свои плоды проекта «Дети и музыка», появился новый проект «Дети и театр». Кроме возможностей развития для детей, возможностей творчества и личностного роста, это позволяет детям и родителям выстраивать новые социальные связи, знакомиться с увлеченными творческими людьми, вписываться в интересные сообщества.

Проведено 3 детских праздника, в которых участвовали более 70 человек – праздник к 8 Марта, праздник завершения учебного года, тематическое новогоднее действо «Путешествие в Японию. Праздник к 8 Марта был подготовлен подростками из подростковой программы, завершающий учебный год праздник – группой инициативных семей. Шаг за шагом детям и родителям была дана возможность проявлять инициативу и продвигаться по пути самоорганизации, что способствовало внутрисемейному сплочению и формированию сообщества семей вокруг центра.

Проведен совместный с детьми и родителями киноклуб – смотрели мультфильм Гарри Бардина «Гадкий утенок» с последующим обсуждением, участвовало около 40 детей и родителей. Дети при обсуждении расставляли верные акценты, сочувствовали главному герою и негодовали по поводу несправедливости, высказали много глубоких философских мыслей. О том, что в человеке есть сильные и слабые стороны, и его слабая сторона тянет вниз, а сильная – поднимает наверх. И что душа в трудные минуты говорит: давай, давай, пробуй, продолжай, не отчаивайся.

Проведены 3 встречи с собаками-терапевтами совместно с фондом «Не просто собаки», в них участвовали 35 детей и родителей. Каждая встреча начинается со знакомства с собаками, участники внимательно слушают рассказ хозяина о судьбе питомца и особенностях его характера. Дети младшей группы смотрели мультики про собак и инсценировали их вместе с собаками, для которых были специально подобраны роли. А младшие подростки опрашивали хозяев, заполняли анкеты про каждую собаку и делали презентацию впоследствии. На одной из встреч сразу 2 собаки были с «особенностями» – трехлапая собака и собака на коляске с парализованной частью тела, что дало хороший повод поговорить с детьми о том, что такое инвалидность и как к ней относиться.

И еще прошли 3 кулинарных мастер-класса. Дети занимались приготовлением блюд и их оформлением. И все – и дети, и родители – остались сытыми и довольными.

Межрегиональный проект (работа с профессиональным сообществом)

В 2016 году продолжилась активная работа специалистов Ресурсного центра в рамках межрегионального проекта, направленного на обмен опытом в сфере работы с приемными семьями и содействия семейному устройству особых детей.

В апреле проведена пятая межрегиональная конференция «Приемная семья в диалоге с социумом: потребности, ответственность, ресурсы». На конференции обменивались опытом и обсуждали важные вопросы более 120 специалистов из 16 регионов (Казань, Краснодарский край, Нижний Новгород, Новосибирск, Пенза, Псковская область, Рязань, Санкт-Петербург, Симферополь, Смоленская область, Тверь и др.) – психологи, педагоги, социальные работники, воспитатели детских сиротских учреждений, руководители НКО, приемные родители. В рамках конференции прошли межрегиональные встречи и секции, на которых особое внимание уделялось вопросам семейного устройства детей с проблемами развития и сопровождения приемных семей с особыми детьми. Участники обсудили школьные проблемы приемных детей, угрозы возврата, социализацию и инклюзию особых детей. Особое внимание было уделено вопросам адаптации в обществе выросших особых детей, поиску возможностей для их самостоятельной жизни и работы.

К конференции был издан методический сборник «Приемная семья в диалоге с социумом: потребности, ответственность, ресурсы». Сборник посвящен широкому кругу вопросов помощи особому ребенку в семье и учреждении, сопровождения семей, взявших на попечение ребенка с особенностями здоровья, профилактики синдрома профессионального выгорания у приемных родителей и помогающих специалистов, формирования школьной и социальной успешности особого ребенка, а также интеграции особого ребенка и его семьи в общество. Сборник распространяется бесплатно среди специалистов, работающих в системе семейного устройства. Вы можете ознакомиться с материалами сборника.

В октябре сотрудники Ресурсного центра провели на V Международном Форуме «Каждый ребенок достоин семьи» семинар «Инклюзия в образовательную среду: диалог в интересах ребенка или конфликт интересов?».

Межрегиональная программа по обмену опытом осенью 2016 года продолжилась и немного изменила формат. С сентября началась углубленная работа с организациями в двух регионах – в Пензе с Пензенской региональной общественной организацией содействия социальной адаптации «Благовест» и в Рязани с РРОО «Ассоциация приемных родителей». Специалисты из регионов получали консультирование дистанционными способами. А также было проведено 4 командировки – по 2 в каждый регион. Темы командировок были подобраны с учетом актуального запроса региональных партнеров – специалисты фонда провели семинары и встречи на темы «Приемные подростки», «Индивидуальная и групповая работа с детьми, пережившими психотравмирующее событие», «Ресурсы приемных родителей в кризисной ситуации» и «Школьные трудности приемных детей. Как влияет психотравма на поведение и усвоение учебного материала. Особенности подготовки приемного ребенка к школе. Профилактика и причины школьной дезадаптации. Особенности подготовки и адаптации к школе детей с ЗПР, ЗРР, СДВГ». Во время каждой командировки специалисты фонда проводили семинар для региональных партнеров, методическую встречу со специалистами с обсуждением данной темы и совместно с региональными специалистами проводили диагностику ребенка или семейной встречи, консультирование родителей. В мероприятиях приняли участие более 45 человек.

А в декабре в Москве прошла 4-дневная стажировка для коллег из Рязани и Пензы в новом формате – они приняли участие в делах нашего центра и на практике попробовали узнать, что такое консилиумы (и даже провели совместный консилиум, что было нелегко, хоть и поучительно), группы для детей с разным поведением (в том числе и трудным), родительский клуб, мастерская по валянию. В некоторых семинарах стажировки смогли принять участие и московские коллеги.

В ходе проекта продолжается наполнение и развитие специализированного сайта, основными задачами которого являются продвижение идеи семейного устройства особых детей, формирование позитивного общественного мнения к этой теме, профессиональная методическая помощь специалистам по семейному устройству, обмен опытом в этой сфере, просвещение приемных и потенциальных приемных родителей.

II. Программа социальной адаптации детей-сирот

В 2016 году продолжилась активная работа с детьми в детских учреждениях – проводились программы как в самих учреждениях, так и выездные программы в Москве, набирали обороты проект «Наставничество» и работа с выпускниками. Все мероприятия программы направлены на успешную социальную адаптацию и самореализацию будущих выпускников сиротских учреждений, и в них приняли участие более 200 детей.

Программы социальной адаптации, проводимые с детьми в детских домах

В 2016 году в учреждениях продолжался проект «Три  ДА» – цикл психологических тренингов и семинаров, направленных на психологическое развитие их участников.

В Солотчинской школе-интернате закончился первый год цикла и начался второй. Всего в течение 2016 года прошло 7 занятий по темам вербальное и невербальное общение, эмоции, работа в команде. В занятиях принимали участие 36 воспитанников. А начиная с нового учебного года все поездки в Солотчу завершались заездом к выпускникам Елатомской школы-интерната в Рязань, где они теперь учатся. Эти регулярные встречи с выпускниками дают возможность поддерживать отношения с ребятами и установившийся с ними контакт.

В Тужинской школе-интернате по-прежнему перерыв после пройденного цикла занятий, и в течение года было проведено 4 игровых занятия для 30 ребят (за игры благодарим проект «Полдень»), основная тема которых – развитие навыков коммуникации, обработки информации, работы в команде. Ребята активно участвуют в занятиях проекта, легко включаются в игру. В результате заметно повышается осознанность поведения, улучшается качество коммуникации воспитанников друг с другом и с воспитателями.

В Кимовской школе-интернате после перерыва с нового учебного года возобновились занятия проекта, и было проведено 3 занятия с 15 участниками. Целью занятий было приобретение участниками навыков самоисследования, самопрезентации, знакомства со своими ресурсами.

А в Нижегородской школе-интернате проект впервые стартовал, начавшись с 2 занятий в 2016 году. Это первый проект фонда в нижегородском интернате, поэтому начали со знакомства с участниками и с представления программ фонда. Также с ребятами успели начать тему самоисследования. Всего в первых занятиях приняли участие 26 детей.

Также с нового учебного года специалистами фонда разрабатывается и вводится новая система учета посещения участниками занятий и оценка их эффективности.


И в начале 2016 года во время зимних каникул в Елатомской школе-интернате прошла еще одна программа фонда – «Киношка». Участники под руководством инструкторов создали художественный фильм. Эта программа помогает «отыгрывать» собственные страхи участников через творческое самовыражение, а также способствует раскрепощению, развитию творческого потенциала участников. В программе участвовали 25 воспитанников. В процессе производства фильма они придумывали и редактировали сценарий, знакомились с разными жанрами фильмов и занимались актерским мастерством, изучали искусство грима, создавали костюмы и придумывали способы съемки различных трюков. Также ребята участвовали в монтаже фильма и помогали отбирать наиболее удачные кадры и подбирать музыку.

Выездные программы социальной адаптации воспитанников детских домов

Во время праздников 23 февраля и 8 марта в Москве прошли программы для мальчиков и девочек, в которых приняли участие 15 мальчиков и 14 девочек из Тужинской и Петровской школ-интернатов. Прошедшие программы дают возможность участникам развиваться в соответствии с их интересами и получить уникальный опыт. Мальчики сыграли в пейнтбол, посетили военные и технические музеи, спортивную тренировку, цирк. Девочки посетили мастер-классы в салоне красоты и творческие, побывали на выставке авторских кукол, в цирке, в благотворительном магазине. Все участники получили возможность расширить свой кругозор, навыки самообслуживания и жизни в большом городе.

Во время весенних каникул прошла уже ставшая традиционной программа профориентации «Шаг в профессию» для 18 старших школьников из Тужи, Солотчи и Донецка Ростовского, а в августе в Москву приезжали уже ставшие выпускниками 17 ребят из Тужи и выпускники прошлых лет из Кирова, Новомосковска, Орла и Ярославля, которые сами проявили инициативу по поводу своего участия.

Во время обеих программ для старших ребят, они учились ориентироваться в городе, самостоятельно находить дорогу и передвигаться на общественном транспорте, а также были ответственными за выполнение тех или иных задач, например, отвечали за покупку продуктов, фотографировали, писали отчеты и др. Все участники посещали обучающие семинары и тренинги – о подготовке к собеседованию и поиске работы, о тайм-менеджменте, финансовой грамотности и др. Побывали на экскурсиях «со служебного входа» в отеле, магазине, салоне красоты и др., где увидели рабочий процесс изнутри и узнали о необходимых знаниях и навыках в различных профессиях и встретились с людьми, которые уже достигли успеха в жизни. Также программы имели и культурную составляющую – ребята посетили театр, музей, гуляли по Москве. И если старшеклассники больше посещали компании и знакомились с профессиями, то для выпускников, которые уже давно сделали свой выбор, акцент в программе был сделан на обучающие занятия.


Меня зовут Ульяна. Мне 16 лет. Я учусь в 9 классе. На такой программе я первый раз! Честно сказать я не думала, что будет так интересно. Тренинги… я много раз была на различных тренингах, но тут в Москве это что-то больше. Я выделю из тренеров Мехти и из Оранже. Я узнала о многих профессиях, специальностях и т.д. Я вообще не думала, что в гостинице так сложно работать или что в метрополитене очень много народу. И это на самом деле интересно. На счет развлекательной программы это очень круто! Серьезно! Цирк...я никогда не думала, что есть такое, спектакли очень захватывающие. И познавательные. Мне эта программа очень помогла при выборе профессии. Я точно решила, что я хочу и что надо. Большое спасибо надо сказать всем, кто был с нами!

Ульяна, участница программы «Шаг в профессию»

В осенние каникулы в Москву приезжали ребята помладше на творческую программу «Осеннее вдохновение». Участниками стали 14 ребят из Солотчи, Елатьмы и Петровского. Эта программа дает участникам возможность раскрыть в себе умение видеть вещи в новом, необычном ракурсе, уйти от шаблонности реакций и быть творцом. Участники программы окунулись в творческую жизнь большого города, посетили творческие мастер-классы по росписи, танцевальный, музыкальный и кулинарный мастер-классы, посетили детский город мастеров, побывали в цирке, театре и музеях.

А еще 6 ребят из Солотчинской школы-интерната вместе со своим учителем информатики приезжали в Москву на выставку «Russian Interactive Week 2016». Их педагог активно занимается с ребятами, желающими стать IT-специалистами, поэтому нашел возможность для своих учеников организовать такую поездку. Кроме того, ребята побывали на мастер-классе в компании Cisco, после чего сильнее укрепились в своем желании продолжить обучение и строить карьеру в сфере IT-технологий. А после таких насыщенных профессиональных мероприятий ребята присоединились к нашим участникам творческой программы и вместе с ними побывали в театре и на Останкинской телебашне.

На всех выездных программах традиционно практикуется самостоятельность участников, они учатся следить за временем, а также могут делать свой выбор и влиять на происходящее, например, предлагать меню на завтрак или ужин и самостоятельно выбирать продукты в магазине. Одним из важных элементов выездных программ, проводимых в Москве, является передвижение всех участников на общественном транспорте – ребята получают карты города, схемы метро и учатся сами ориентироваться в метро, ездить на городских автобусах и троллейбусах и находить путь до нужных точек, и имеют возможность полностью самостоятельно разобраться с маршрутом, где-то даже ошибиться и поплутать.

Наставничество

Проект «Наставничество» продолжил свою работу в 2016 году. Целью этого проекта является сопровождение выпускников детских учреждений с целью их психологического развития, учитывая специфику их жизненного опыта, а также успешная интеграция выпускников в современное общество. В рамках проекта предполагается построение доверительных отношений ребенка и взрослого, готового оказать поддержку и помочь советом, способного проконсультировать по различным вопросам. Такие доверительные отношения создают для ребенка базис уверенности в малопонятном и незнакомом мире за стенами детского дома. Для взрослых участников проекта, наставников оказывается организационно-методическая и профессиональная поддержка их деятельности.

В 2016 году в проекте участвуют 19 подростков из Солотчинской школы-интерната Рязанской области и 1 молодая мама из центра постинтернатного сопровождения при детском доме «Солнечный» в Ярославле.

За это время 10 волонтеров прошли обучение. В 2016 году оно проходило в новом формате интенсива в течение двух дней. На занятиях с будущими наставниками обсуждаются особенности психического развития детей-сирот, мотивы «плохого» поведения детей, мотивация, целеполагание, страхи наставников. С участвующими в проекте волонтерами проводились индивидуальные встречи по договоренности и проводились регулярные обзвоны волонтеров. В последствии по разным причинам 6 волонтеров покинули проект.

В 2016 году создано 4 новые пары «наставник-подопечный», а 2 пары завершили отношения в связи с переездом волонтеров в другие города. На конец года сформировано 8 пар – 7 в Солотче и 1 в Солнечном. У большинства пар устойчивые отношения, многие часто видятся. Некоторые из подростков проявляют инициативу в общении, обращаются за помощью. А выпускники уже сами приезжают к наставникам в гости.

Сейчас еще 12 под­ростков из Солотчи ждут своих наставников. Вы можете подробнее узнать о проекте и о том, как стать старшим другом ребенка из детского дома.

Другие проекты

В течение 2016 года состоялось также более 10 одно- и двухдневных поездок детей в Москву и другие города и прошло не менее 20 выездов волонтерских команд к детям в детские дома с различными программами. Эти поездки организованны при поддержке фонда и силами самих волонтеров. В том числе, многие поездки и мероприятия были организованы в партнерстве с волонтерскими группами, которые поддерживает фонд – «Образ жизни», «Ты можешь», инициативная группа «Зернышко» и др., а также с волонтерами различных компаний.

III. Программы материальной помощи «Это нужно сегодня» и «Лечение»

Программа «Это нужно сегодня» направлена на удовлетворение базовых материальных потребностей детей в сиротских учреждениях в том случае, если они не обеспечиваются государством, выпускников детских домов и приемных семей.

В 2016 году материальная помощь была оказана на сумму 941 186,03 рублей, а также на сумму более 2 000 000 рублей материальная помощь была оказана нашими дарителями напрямую.

Две сотрудницы Ивановского детского дома «Родничок» для детей-дошкольников, помощницы воспитателей Юлия Конкина и Алена Михеева прошли профессиональную переподготовку в Институте развития образования Ивановской области и продолжили работать с детьми уже в качестве педагога и воспитателя. Фондом были оплачены курсы переподготовки.

Две выпускницы детских домов Альбина из Тверской области и Раиса из Казани обратились с просьбой помочь им обустроить их новое жилье. В квартире Альбины требовался ремонт, материалы на который мы помогли ей приобрести, а сама Альбина при этом активно включилась в работу – обошла все строительные магазины, составила смету, а ремонт они сделали вместе с другом. Раиса, молодая мама, попросила помочь их семье с приобретением стиральной машины и кухонных принадлежностей в полученную квартиру.

Девочкам из приемной семьи Лиде и Яне помогли оплатить занятия с репетиторами для подготовки к ЕГЭ и поступлению. А 7-летнему Саше из приемной семьи помогли оплатить занятия с дефектологом – перед семьей стояла задача подготовиться к комиссии перед школой, на которой решится форма обучения мальчика.

Для младших школьников из центра «Косино-Ухтомский» закупили спортивные принадлежности – мячи, теннисные и бадминтонные ракетки.

А слабовидящим ученикам из Костромской школы-интерната приобрели специальные учебные книги для слепых и слабовидящих детей.

Илье из дома ребенка Санкт-Петербурга был оплачен корсет.

В рамках проекта «Лечение» были оплачены расходы, связанные с оплатой сиделки для годовалого Самира, который проходил срочное лечение из-за проблем с печенью. Также были закуплены и переданы лекарства в Спасо-Талицкий детский дом, Михайловскую школу-интернат, московский центр содействия семейному воспитанию «Возрождение» и др.

Также в детские учреждения и приемные семьи были переданы средства гигиены, канцтовары и др.

IV. Проекты

В 2016 году также продолжали работать проекты «Народная благотворительность», в рамках которого пользователи системы «Город» могут перечислить в качестве пожертвования в фонд сдачу от оплаты коммунальных и других платежей, и проект «Благотворительность вместо сувениров», в рамках которого компании ООО «Эм-И-Си», ООО «Джонсон и Джонсон», группа компаний РБК, JP Morgan и «ТЭК лизинг» передали свой новогодний сувенирный бюджет в размере 1 970 000 рублей на поддержку программ социальной адаптации детей в детских учреждениях и работу Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми. А также помогли детям из Елатомского детского дома-интерната и Филимонковского детского дома-интерната.

В 2016 году совместно с группой компаний RCG стартовал новый проект «Крутая штука» – часть средств от продажи наборов с символом наступающего года и красками для его росписи была передана в фонд на программу социальной адаптации. В дальнейшем предполагается, что данный проект будет реализовываться на постоянной основе и постепенно расширяться.

Многие фандрайзинговые проекты начинаются по инициативе наших дарителей. Например, наши друзья проводят свои дни рождения в пользу фонда и предлагают своим друзьям в качестве подарка на день рождения поддержать программы фонда или наших подопечных. Индивидуальный предприниматель из Екатеринбурга, владелец магазина мобильных аксессуаров «5 чехлов» ежемесячно переводит в фонд часть своей прибыли в поддержку программы социальной адаптации. А организаторы конференции по английскому языку Play English Conference предложили своим участникам в качестве оплаты конференции перевести пожертвование в фонд и поддержали проведение программы для выпускников. Мы очень ценим ваше участие и благодарны за ваши инициативы! И всегда открыты к самым разным формам сотрудничества.

В рамках веб-проектов в 2016 году фонд продолжает собирать пожертвования на проекты на международной фандрайзинговой платформе GlobalGiving и на платформе Благо.ру.

Мы продолжаем наполнять страничку фонда в facebook, сайт фонда http://hereandnow.ru и специализированный сайт http://detivokrug.org, посвященный вопросам семейного устройства детей-сирот с особенностями развития и работе Ресурсного центра.

Наши мероприятия

В течение 2016 года было проведено 15 мастер-классов нашими друзьями и волонтерами проекта благотворительного рукоделия «Уютка» для подготовки сувениров к благотворительным ярмаркам – делали весенние венки, шили игрушки в стиле Тильда, занимались декупажем и многое другое. Сделанные на мастер-классах сувениры отправились на благотворительные ярмарки, в которых участвовал фонд, а некоторые сувениры были «выкуплены» авторами прямо после мастер-классов.

Фонд принял участие в 3 весенних и в 7 новогодних благотворительных ярмарках в компаниях и бизнес-центрах Москвы, на которых было собрано почти 225 000 рублей на программу социальной адаптации и работу Ресурсного центра.

Еще 2 дня фонда прошло в благотворительном магазине «Лавка радостей», на которых было собрано более 40 000 рублей на проведения занятий проекта «Три ДА» в Солотче и на оплату обучения Александра и Ильи, участников проекта «Хочу учиться».

Также в 2016 году в международный день благотворительности наш фонд стал участником инициативы #ЩедрыйВторник. Детский центр «Летучий корабль» перечислил на программы фонда всю выручку за занятия, проведенные в этот день. А в интеллектуальном Клубе-кафе «Империя разума» был установлен ящик для сбора пожертвований в поддержку проекта «Хочу учиться».

Волонтеры

В команде фонда есть очень важные люди, без которых фонд не смог бы оказывать помощь детям так же, как мы вместе смогли это сделать за прошедший год. Это волонтеры. Наши верные друзья, которые делятся своими умениями, знаниями, своим временем. Спасибо вам за это!

Весь год деятельность фонда поддерживали индивидуальные волонтеры – помогали организовывать мероприятия на детских программах и делились с их участниками своими профессиональными знаниями, фотографировали, наставники выстаивали личные отношения с детьми из детских домов. Отдельно благодарим команду проекта благотворительного рукоделия «Уютка», мастериц, которые провели множество мастер-классов в пользу фонда и всех, кто в них участвовал!

В компаниях продолжает развиваться корпоративное волонтерство – сотрудники компаний, которые уже поддерживают деятельность фонда, например, Mediascope, Arconic, кадрового холдинга АНКОР, ООО «Джонсон & Джонсон» приняли участие в совместных акциях и мероприятиях, собирали средства и материальную помощь и др. Сотрудники группы компаний RCG не только активно включились в организацию мероприятий для участников программ в Москве, но и проводили для них мастер-классы, а также в компании был запущен проект новогодних подарков «Крутая штука», часть прибыли от продажи которых была перечислена на развитие программы социальной адаптации. И огромное спасибо сотрудникам Morgan Lewis, которые оказали нам pro bono неоценимую юридическую помощь!

Также мы поддерживаем финансово и организационно несколько организованных волонтерских групп, в том числе «Ты можешь», «Образ жизни», инициативную группу «Зернышко», которые ведут самостоятельную работу с детьми в сиротских учреждениях. А некоторые проекты мы реализуем совместно.

Финансовый отчет

Некоммерческая организация Благотворительный фонд помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас» реализует благотворительную деятельность с 2005 года. При ведении финансово-хозяйственной деятельности делопроизводства фонд руководствуется нормами Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, ФЗ «О фондах», ФЗ «О благотворительных организациях», законом «О бухгалтерском учете», Положениями о бухгалтерском учете и иными законодательными и нормативными актами.

Фонд применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения – доходы. Бухгалтерский учет ведется в фонде для целей учета целевого расходования денежных средств в полном объеме.

В 2016 году фондом были получены пожертвования от физических и юридических лиц в общем объеме 10 892 973,14 рублей. 10% общего объема финансирования было получено от физических лиц, 14% – в рамках программы «Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми», которая реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы, и 76% – от коммерческих и некоммерческих организаций. Крупные пожертвования были получены от ООО «Джонсон и Джонсон», ООО «БКЕ», JP Morgan, ЗАО «ТЭК Лизинговая компания», РБОО «Центр лечебной педагогики» и других.

Общий объем расходов фонда в 2016 году составил 10 546 961,97 рублей. На эти средства были реализованы программы социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов и программы помощи принимающим семьям, оплачена медицинская помощь, приобретено оборудование и материальные ценности для детских сиротских учреждений, приемных семей и выпускников, реализован межрегиональный проект.

Мы благодарим

Как всегда, мы говорим огромное спасибо всем тем, кто поддерживал нас в этом году и своими пожертвованиями, и волонтерским участием, и советами. Мы обращаемся с этими словами благодарности ко всем персонально, потому что для нас любая помощь очень личная, и даже если пожертвования приходят от компаний или иных юридических лиц, все равно за ними мы видим конкретных людей, которые поверили в нашу работу, и это честь для нас. Все мы вместе, а, конечно, не только наши штатные сотрудники – настоящая команда фонда. Мы очень рады тому, что каждый год наши ряды пополняются все новыми и новым друзьями, и отдельное спасибо тем, кто рядом с нами уже многие годы. Вместе с вами не страшно, вместе мы готовы замахиваться на новые, еще более амбициозные цели. Спасибо.

Как вы можете помочь

Вы можете поддержать программы фонда финансово, сделав пожертвование, или стать волонтером фонда, заполнив анкету. Также вы можете стать старшим другом ребенку из детского дома, приняв участие в проекте «Наставничество» – для этого свяжитесь с кураторами проекта.

Присоединяйтесь к страничке фонда в facebook и vkontakte, чтобы быть в курсе самых актуальных новостей и акций, а также помогайте нам распространять информацию в социальных сетях.

Больше информации о способах помочь вы найдете на нашем сайте в разделе «Я хочу помочь».

Присоединяйтесь! Вместе мы можем больше.

Контакты

Email: info@hereandnow.ru

Телефон: +7-903-761-33-94

Почтовый адрес: 115162, Москва, ул. Шухова, д. 17, корп. 2, НО БФ «Здесь и сейчас».

Предложения по работе фонда вы можете присылать на электронную почту info@hereandnow.ru.

Вы можете посмотреть другие отчеты фонда.