Сборник «Особый ребенок в приемной семье и в учреждении: социализация, интеграция, общественное мнение»

Сборник «Особый ребенок в приемной семье и в учреждении: социализация, интеграция, общественное мнение»

Представляем вашему вниманию сборник материалов «Особый ребенок в приемной семье и в учреждении: социализация, интеграция, общественное мнение», выпущенный в 2015 году. Сборник содержит региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей.

Авторы издания - психологи, педагоги, сотрудники учреждений для детей-сирот и центров психолого-педагогической помощи, приемные родители.

Издание подготовлено специалистами Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми в рамках программы «Содействие семейному устройству детей с проблемами развития и сопровождение приемных семей с особыми детьми: что могут НКО?»

Сборник посвящен широкому кругу вопросов помощи «особому» ребенку в семье и учреждении, содействия семейному устройству «особых» детей, сопровождения семей, взявших на попечение ребенка с особенностями здоровья, профилактики родительского «выгорания» и возвратов ребенка в учреждение, а также социализации и интеграции «особого» ребенка и его семьи в общество.

Отдельно рассматривается проблема притока в сиротские учреждения детей с ограниченными возможностями при наличии дееспособных родителей и возможные пути ее решения.

Также особое внимание уделено такой мало пока освоенной теме, как поиск возможных альтернатив помощи выросшему «особому» ребенку, включая создание адекватных его возможностям условий проживания, трудоустройство и адаптацию в социуме.

Собранный материал может быть интересен специалистам по семейному устройству, психологам и педагогам, работающим с приемными детьми и детьми в учреждениях, сотрудникам некоммерческих организаций, осуществляющих помощь детям и семье, специалистам детских учреждений и служб сопровождения, приемным родителям и широкому кругу людей, интересующихся проблемами социального сиротства и путями их решения. 

Содержание

В семью или из семьи: вопросы содействия семейному устройству и сохранения семьи для особого ребенка

  • Риски и перспективы семейного устройства детей с проблемами развития. Битова А.Л., Фадина А.К.
  • Технология сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»). Романова Е.А.
  • Шансы на семейное устройство детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Сегодня и завтра. Князева Н.В.
  • Подготовка профессиональной приемной семьи к приему ребенка‐сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Скворцова Е.И.
  • Дополнительное образование как средство продвижения особого ребенка раннего возраста в приемную семью. Лидовская К.М.
  • Новая семья для сиблингов. Леонова Е.Е., Лаврентьева З.И.
  • Практика устройства ВИЧ‐позитивных детей‐сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, на семейные формы воспитания в Крыму. Березина Е.В.

Дети в учреждении: опыт помощи

  • Развитие и нарушение привязанности у воспитанников детского дома и коррекция этих нарушений в индивидуальной работе. Просветова Е.В.
  • Почему дети просят собаку? Быстрова Н.А.

Сопровождение приемных семей

  • О необходимости «де‐технологизации» помощи детям. Гурова Е.В., Лотарева Т.Ю.
  • Приемные семьи с особыми детьми в маленьком сообществе: жизнь как на ладони. Чернова А.А.
  • Комплексное сопровождение семей с приёмными детьми (из опыта работы муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр психолого‐педагогической, медицинской и социальной помощи» Пронского района Рязанской области (МБУ ДО «ЦППМиСП»)). Сальникова Г.А., Лагуткина О.А.
  • Ребенок с особыми потребностями может вырасти счастливым. Гарипова Т.Н., Разуменко В.В.
  • Сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Харламова Ю.А.
  • Особенности работы специалиста с семьей, обратившейся за помощью, или
    «А в чем, собственно, проблема?» Фещенко М., Франтова Д.
  • Подготовка кандидатов к приему ребенка со «специфическими» особенностями. Скуратовская И.П., Никулина М.Н.
  • «Сопровождение» и «сопровождение». О разных подходах педагогического сопровождения. Кобыща Е.И.

Специалисты в помощь приемному ребенку

  • Программа психологической подготовки приемных детей к школе. Неупокоева О.
  • Работа с приемными семьями, воспитывающими детей с особенностями развития (опыт реализации проекта «Семейная гармония»). Ахметова Э.Ф.
  • Коррекционно‐развивающая программа для подростков «Мой успех создаю сам» (из опыта работы с приемными подростками). Байрамова Л.В., Фещенко М.В.
  • Описание случая применения ПЕТ‐терапии в комплексной коррекционной работе с ребенком с нарушениями эмоционально‐волевой сферы (программа реализована совместно с фондом P.E.T.: http://www.petfund.ru). Пушкова Л.В.
  • Поддержка творческих способностей приемного ребенка через общение и художественную деятельность. Николаев М.М.

Особый ребенок в образовательном процессе: как помочь?

  • Школьные проблемы приемных детей. Кукуркина С.В.
  • Метод групповой работы «Круг Друзей» в образовательных учреждениях. Миронова С.А.
  • Помощь педагогам в понимании причин трудного поведения приемного ребенка в школе. Стратегии совладания. Неги А.А.
  • Создание условий для развития самостоятельности выпускников детских домов в клубах «Большой Перемены». Зверева Е.А.

«Я больше не могу!»: профилактика и сопровождение возврата

  • Работа по предотвращению возвратов и минимизации последствий. Синкевич А.Ю., Гусарова Н.В.
  • Я больше не могу! Канунникова Ю.Ю.
  • Профилактика отказов от детей из замещающих семей: риски и ресурсы. Темботова М.М.

Взрослая жизнь особого ребенка: ограничения или возможности?

  • «Уютный и красивый дом, мне сказкой кажется и сном». Львова‐Белова М.А.
  • «То, что мы играем – и есть жизнь». Газарян А.А., Львова‐Белова М.А.
  • Расширение возможностей воспитательной среды учреждения для детей‐сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством использования Модуля самостоятельного проживания. Оборина Ю.А.
  • «Стать родителем особого ребенка по собственному желанию». Ягодина М.В.
  • Профилактика возвратов приемных детей из семей в учреждение. Из опыта работы консультативной службы специализированного дома ребенка №9 для кандидатов в приемные родители. Семенова О.Е.
  • Приемные дети с инвалидностью после 18 лет. Наш проект. Клименко Н.А.
  • Детям нужны любовь и уважение, а не материальные блага (опыт матери двух детей, выросшей в московских интернатах). Мартынова А.Ю.

В копилку приемным родителям

  • Что делать, если ребёнок кажется безнадёжно плохим? Эрлих М.С.
  • Приемные родители, объединяйтесь! Змейков Ю.Б.

Рассказы родителей

  • Большое сердце маленького человека. Ручкина О.В.
  • Дениска и Оля. Некрасова И.
  • Живые истории, реальные события семьи Муленковых. Муленкова Н.С.
  • Сердце матери. Семья Колмыковых
  • Морковный сок для мамы. Семья Медведевых
  • Как сказка стала былью. Семья Проскурдиных
  • Вечные дети – или особые взрослые? Бейлезон С.В.

Если вы заинтересованы в получении сборника, отправьте заявку с краткой информацией о вас или вашей организации на адрес osobie-deti-2014@yandex.ru, и мы вышлем его вам по почте.


АРХИВ ПО МЕСЯЦАМ